Интерактивная карта Ростовского Кремля

наведите курсор мыши на обозначенный цифрою объект
Если при наведении надписи не появляются запустите страницу через Internet Explorer или см. № ниже
Ростовский Кремль

© карта-схема взята с входного билета "Ростовский Кремль"     

1
Успенский собор
10
Дом на погребах
2
Соборная звонница
11
Судный приказ
3
Святые ворота Соборной площади
12
Белая и Отдаточная палаты
4
Церковь Воскресения
13
Красная палата
5
Церковь Иоанна Богослова
14
Дровяная башня
6
Церковь Спаса на Сенях
15
Водяная башня
7
Церковь Григория Богослова
16
Митрополичий сад
8
Церковь Одигитрии
17
Палатка Митрополичьего сада
9
Самуилов корпус
18
Иераршие палаты

Уважаемые гости сайта!

Не забывайте заглядывать в гостевую книгу! (!Ваше мнение важно!)

 

История и Архитектура Ростовского Кремля

   Самое грандиозное сооружение Ростова Великого - это Архиерейский дом, строившийся начиная с 1660-х годов более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом — кремль.
   Возведение его было начато после возвращения в 1664 году ростовского митрополита Ионы Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост местоблюстителя патриаршего престола.
   Кремль — широко известный архитектурный памятник, символ таланта русского народа. Над всем Ростовом возвышается могучая компактная группа сооружений: причудливые силуэты островерхих башен, дымников, церквей манят к себе своей красотой и загадочностью.
   Ансамбль расположен па небольшой возвышенности, невдалеке от озера Неро. Эта площадь по традиции была местом строительства двора епископа с прилегающими к нему постройками. На протяжении нескольких столетий — начиная с XI века — деревянные строения периодически сменяли здесь друг друга, пока, наконец, в XVI веке не было построено несколько каменных сооружений, часть которых сохранилась до наших дней. И среди них — величественное здание Успенского собора, самого выдающегося памятника Ростовского кремля.

1
Немало повидал Успенский собор на своем веку. В 1609 году он стал последним убежищем защитников Ростова во время захвата его польско-литовскими отрядами. Часть жителей города во главе с митрополитом Филаретом Романовым закрылась в храме, но они были перебиты, Филарет взят в плен, а богатства собора разграблены.
В 1670, 1730 и 1758 годах здание сильно пострадало от пожаров. После пожара 1730 года оно подверглось основательной перестройке, изменившей весь его облик. Древние образца щелевидные окна были растесаны, промежутки между закомарами заложены, в результате чего кровля оказалась четырехскатной. В XIX веке к западному и северному фасадам пристроены две паперти, окончательно "осовременившие" его внешний облик. И только в 50-е годы прошлого века в результате реставрации этот памятник предстал перед нами в своем первоначальном виде.
Успенский собор — шестистолпное в плане сооружение, вытянутое с запада на восток. Мощные столбы несут на себе подпружные арки, на которых возвышаются пять подкупольных барабанов с узкими окнами.
Из белого камня выложен высокий, богато профилированный цоколь. На него опираются кирпичные стены. Верх апсид украшен фризом из глухих пятиугольных ниш. Неширокие щелевидные окна с полуциркульным завершением и декоративный аркатурно--колончатый пояс завершают убранство стен храма.
Своими монументальными формами, пропорциональностью объемов и красотой декоративной обработки стен памятник производит сильное впечатление.
В древние времена у подножия Успенского собора многоголосо шумела торговая площадь. Но после строительства Архиерейского дома, в последние годы XVII векв — начале XVIII в., соборная площадь была отгорожена от кварталов города невысокой кирпичной стеной, часть которой — к западу от храма — сохранилась до наших дней.
2
  Одно из самых замечательных сооружений Ростовского кремля — звонница. Возведение ее относится к 1680-м годам.
Зодчие очень удачно воспроизвели формы Успенского собора, стилистически объединив эти два сооружения и создав, таким образом, законченный ансамбль.
Горизонтальные тяги членят плоскость стен на несколько ярусов. В нижней части под центральным пролетом в XVII столетии существовала небольшая церковь, служба в которой проводилась только в храмовый праздник — в Вербное воскресенье. В наши дни храм восстановлен и открыт для паломников. Рядом с входом в церковь в толщу стены уходит узкая лестница с зарешеченной дверью, ведущая на верхнюю площадку звонницы.
Чистота и ясность форм ростовской звонницы ставят ее в ряд лучших сооружений XVII века в России.
Но славилась она не только и не столько внешним архитектурным видом, сколько знаменитым на всю Россию мелодичным звоном.
2a
  Колокола. Всего в конце XVII столетия было отлито 13 колоколов, причем самый большой из них, названный по имени отца Ионы "Сысоем", весит 2000 пудов. По нижней кромке колокола декоративным пояском бежит затейливая славянская вязь, из которой явствует, что этот колокол был отлит в 1689 г. мастером Флором Терентьевым. Следующий по величине, тысячепудовый колокол "Полиелейный" отливали чуть раньше, в 1683 году, мастер Филипп Андреев с сыном Киприаном. Годом раньше те же мастера отлили колокол "Лебедь" в 500 пудов. Почти каждый ростовский колокол имеет свое название: "Голодарь", "Баран", "Козел", "Красный", "Зазвонный". Во второй половине XIX века на звоннице были укреплены еще два колокола, и, таким образом, всего их на ней сейчас 15.
3
  Въезжать на соборную площадь можно было через Святые ворота, расположенные в северо-западном углу ограды (стены кремля). Существующие сейчас ворота по¬строены в первой половине XVIII столетия в традициях древнерусской архитектуры, хотя сама проездная арка сложного, барочного рисунка, рустованные угловые лопатки и окна с лучковыми перемычками сооружены в стиле архитектуры XVIII века. Проездные ворота устроены в основном кубическом объеме сооружения — четверике, крытом тесом. На четверике поставлен восьмерик — восьмигранная башенка, завершающаяся граненым куполом и маковицей на тонком восьмигранном барабане. Купол и главка по традиции покрыты лемехом. Все это очень напоминает о простых формах приходской церкви XVII века.
4
  Воскресенская церковь — одно из первых культовых сооружений в Ростове при Ионе Сысоевиче (построена в 1670 году). Здание ее несколько отступает к югу, а на переднем плане — богато декорированная галерея, врастающая своими концами во фланкирующие башни. На фасаде галереи асимметрично расположены двое ворот: слева — пешеходные, в центре — проездные. Асимметрия — обычное в древнерусском зодчестве явление, придающее архитектурным массам большую живописность.
Воскресенская церковь — надвратная, под ней существовал охраняемый въезд на территорию архи¬ерейского дома.
В церкви отсутствует деревянный иконостас с иконами, он заменен обычной каменной стеной, отделяющей алтарь от основного пространства храма. Этим приемом — к тому же церковь бесстолпная—создается впечатление нерасчлененности, цельности интерьера. Пол алтаря и площадка для церковнослужителей перед ним — солея — приподняты относительно пола самой церкви. На солею ведут несколько ступеней чугунной лестницы, справа и слева от нее — два клироса для певчих.
Через высоко расположенные большие окна освещается внутреннее пространство Воскресенской церкви. Ее высота подчеркивается четырьмя парами стройных полуколонн, стоящих на сильно вытянутых вверх постаментах. На полуколонны опираются две подпружные арки, которые поддерживают своды церкви. В центре, над сводами, нозвышается залитый светом подкупольный барабан. Весь интерьер храма чрезвычайно оригинален и торжественен.
5
  Церковь Иоанна Богослова — так же, как и Воскресенская, — надвратная. Она расположена почти посредине западной стены кремля; под ней существовал некогда главный въезд на территорию Архиерейского дома со стороны Москвы. Можно заметить, что храм расположен на одной оси с центральной улицей Ростова, называвшейся когда-то Московской, и только при подъезде к нему, начиная от моста через ров, улица чуть-чуть отступает к северу.
Церковь Иоанна Богослова была построена одной из последних в ансамбле Архиерейского дома — в 1683 году. Ростовские мастера к тому времени накопили богатый строительный опыт, что и позволило им создать самое изящное по пропорциям и декоративной обработке сооружение кремля.
Памятник имеет прямоугольный, вытянутый с востока на запад план, бесстолпное внутреннее пространство, щипцовое завершение фасадов и традиционное пятиглавие, причем световым барабаном, как и в Воскресенском храме, является только центральный, остальные же четыре — декоративные. Сооружение возвышается на подклете, выше которого тянется галерея, окружающая церковь с трех сторон.
Наибольшее впечатление церковь производит с территории кремлевского двора. Ее восточный фасад делится по горизонтали на четыре сужающиеся кверху части: подклет, алтарь, основной объем храма и барабаны с куполами.
6
 

Церковь Спаса на Сенях построена в 1675 году на месте где ранее стояла деревянная церковь на каменном подклете. В 1671 году от удара молнии деревянная церковь сгорела и на ее месте было построено существующее ныне сооружение. Подклет же относится к XVI веку, о чем свидетельствуют узкие арочные окна, лишенные наличников, и некоторые другие архитектурные детали.
Спасская церковь оригинальна своим завершением. Каждый ее фасад заканчивается треугольным фронтоном; церковь, таким образом, крыта на восемь скатов. Под каждым из фронтонов профильным кирпичом выложены по три полукружия, соответствующие трехчастному делению фасадов по вертикали. В отличие от других церквей кремля, Спасская церковь одноглавая, причем ее световой барабан возвышается на четырехугольном постаменте тоже имеющем световые проемы.
Благодаря двухэтажному подклету, вытянутым пропорциям основного объема и высоко поднятой на тонком барабане золоченой главе, церковь Спаса на Сенях приобретает ярко выраженный башенный характер. В отличие от довольно скромных наружных форм церкви, интерьер ее, отличающийся необычной пышностью и богатством, не имеет себе равных среди остальных сооружений кремля.
Церковь Спаса на Сенях при трапезной была задумана как домовая церковь митрополита. Она предназначалась для торжественных богослужений при участии большого числа священнослужителей и приема высокопоставленных гостей.
Интерьер церкви оставляет глубокое впечатление. Особенно примечательна золоченая аркада, отделяющая coлею от пространства для молящихся. Эта аркада появилась на смену небольшим портикам-кивориям, известным нам по другим памятникам кремля. Колонны аркады опираются на высокий парапет, который, в свою очередь, поставлен на возвышающуюся солею. Парапет отделан глубокими нишами с фресковой росписью.

7
  Церковь Григория Богослова построена в 1670 году "на старых каменных палатах".
Каждый фасад четверика этого храма имеет трехчастное деление и завершается тремя щипцовыми фронтонами, аналогичными фронтонам церкви Иоанна Богослова. Но в отличие от нее декоративная обработка стен церкви Григория Богослова очень простая. Как отличие можно назвать и отсутствие световых барабанов— даже центральный барабан в Григорьевской церкви глухой, не имеющий окон.
Церковь Григория Богослова уже в конце XVII века перестроена: многоскатное покрытие ее заменено на четырехскатное. И хотя кровля сейчас восстановлена в первоначальном виде, некоторые детали этого сооружения утрачены окончательно. В частности, исчезло крыльцо, которое выходило на север (рядом с галереей). Если внимательно присмотреться, то и сейчас еще можно заметить следы примыкания этого крыльца к стенам храма.
Интерьер церкви был первоначально расписан. Но в сильный пожар 1730 года сооружение очень пострадало, и при восстановлении его в середине XVIII века живопись была заменена лепными барочными рамками с росписями в них того же стиля.
Храм Григория Богослова, несмотря на скупость его декоративной обработки, производит сильное впечатление. Особенно хорошо смотрится памятник издалека, его массы очень красивы по пропорциям, и этим самым он значительно обогащает силуэт ансамбля Ростовского кремля.
8
  Церковь Одигитрии, прекрасно сохранилась до наших дней. Она вплотную примыкает к северной стене архиерейского дома, занимая его северо-восточный угол. В архитектуре этой церкви полнее всего проявились черты нового стиля — барокко, характерного для второй половины XVII века.
Композиция храма традиционна: вытянутый с востока на запад четверик несет на себе несколько меньшего размера прямоугольный объем трапезной и собственно церкви, завершающийся одним глухим барабаном с луковичной главкой. Церковь крыта, в отличие от остальных культовых сооружений кремля, четырехскатной кровлей. Первый этаж памятника со множеством помещений различной величины был бытового назначения. Наружные стены нижнего яруса имеют трехчетвертные спаренные колонны с базами и капителями упрощенной формы. Большие окна с лучковыми перемычками обрамлены суховатыми по форме наличниками с "разорванными" фронтонами. Верх четверика церкви завершается колончатым поясом и небольшим карнизом. Вместо обычных для ростовских храмов крытых галерей в церкви Одигитрии у основания верхнего яруса по периметру сооружения тянется открытый балкон с решетчатым ограждением.
Интересен интерьер сооружения, художественно оформленный в начале XVIII века в стиле "барокко". Стены и своды трапезной и церкви покрыты тонко выполненными лепными картушами (скульптурно оформленными рамками сложной формы), состоящими из раковин, листьев, сеток, голов амуров. Поле в картушах покрывала живопись, скрытая позднее под многочисленными слоями побелки.
9
  Самуилов корпус, занимает в ансамбле кремля почти центральное положение, он как бы доминировал в функциональном смысле над всеми кремлевскими сооружениями. К митрополичьему дому со всех сторон тянулись висячие галереи, отсюда, не выходя на улицу, можно было пройти в любое хозяйственное или жилое помещение, в любую церковь или башню. Не только по своему местоположению, но и по значению это здание занимало главенствующее положение в митрополичьей резиденции.
Самуилов корпус возник в разные эпохи, разделеные целыми столетиями. В XVI веке был построен его первый этаж. Интерьер сооружения характерен для XVI столетия: он состоит из нескольких мрачноватого вида помещений с коробовыми и сомкнутыми сводами, слабо освещенных через маленькие арочные окна. Всего, как отмечают старые документы, в первом этаже было "жилых и кладовых тринадцать палат".
Снаружи стены Самуилова корпуса были прорезана узкими, шелевидными, без наличников, окнами, забранными прямыми решетками. Под карнизом здания шел декоративный поясок из глухих ниш, по форме напоминающих бойницы и бегунка.
Во второй половине XVII века над первым этажом был надстроен второй; между собой они соединялись двумя узкими кирпичными лестницами, встроенными в толща стен. Во втором этаже располагались "кельи, где живут митрополиты", Крестовая, Судебная, жилые и казенный палаты, сени с передней. Часть этих помещений была расписана.
В покои митрополита можно было попасть и минуя первый этаж: с парадного двора на второй этаж вело высокое крыльцо, не сохранившееся до наших дней. Впрочем, исчезло не только крыльцо. Сейчас мы не найдем ни одной из упомянутых выше палат: сооружение это подвергалось коренной реконструкции (за исключением первого этажа), комнаты утратили какие бы то ни было признаки древней конструкции. Перепланировка производилась в конце XVIII века при архиепископе Самуиле Миславском; при нем был надстроен третий этаж, сооружена существующая сейчас лестница, стены здания были оформлены в стиле архитектуры XVIII века (корпус стал называться Самуиловым). Пропорции сооружения изменились не только в высоту, но и в длину. Повидимому, оно было достроено с восточного торца, о чем свидетельствует поясок бегунка, сохранившийся в интерьере одного из помещений под потолком (таким декоративным мотивом оформлялись только фасады).
10
  Дом на Погребах - двухэтажный корпус, который получил свое название от погребов, на которых он стоит. Он примыкает с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Сооружение очень простое по формам, лишено каких-либо декоративных элементов. Несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, аналогичные обрамлениям окон Иерарших палат. На первом же и втором этажах окна лишены наличников вообще. Характерны для нового времени оконные перемычки — они не арочные, как в предшествующих сооружениях, а плоские, трехцентровые. Второй этаж северной части Дома па Погребах — деревянный. Сруб неоднократно горел и заменялся новым. Более двухсот лет существовал сруб, сооруженный после пожара 1758 года. Окончательно пришедший в негодность от времени, он был заменен в 1973-1974 годах.
12
  Белая палата представляет собой обширное, квадратное в плане помещение с крестовыми сводами, опирающимися на могучий центральный круглый столб. Помещение освещается сквозь большие прямоугольные окна с цветными стеклами.
Белая палата служила трапезной, столовой, при Спасской домовой церкви митрополита Ионы Сысоевича. Стены и своды трапезной первоначально были покрыты фресковой росписью, не сохранившейся до наших дней. Еще в конце XVII века при преемнике Ионы, митрополите Иоасафе Лазаревиче, роспись Белой палаты была сбита и заменена, согласно моде того времени, лепными украшениями в стиле "барокко". В середине XVIII века помещение уже не имело и лепки. С тех пор стены и своды его остались гладкими, побеленными известью. И только в северо-западном углу сохранился небольшой фрагмент былого декоративного убранства — лопатка с простенькой капителью.
Фасады Белой палаты отличаются скупостью декорировки. Главное их украшение — окна, завершающиеся двойными арочками с гирьками. Большинство окон сосредоточено на южном фасаде сооружения. Под его кровлей тянется неширокий декоративный поясок, над крышей возвышаются два красивых по форме дымника с золочеными подзорами и прапорцами, довершающие простой силуэт сооружения.
Под общей кровлей и фасадом, составляя единое целое с Белой палатой и соединяясь с нею высокой арочной дверью, находится так называемая Отдаточная палата — нечто вроде сеней. Это узкое и длинное помещение, перекрытое коробовым сводом, служило приемной для гостей. Отсюда жее, из Отдаточной палаты, подавали яства в трапезную.
Убранство Отдаточной палаты было несложным: несколько лавок, медные паникадила да иконы. Его довершали шкафы с яркими расписными дверцами, встроенные в толстые стены помещения и служившие, видимо, для хранения в них посуды, еды на время трапезы.
13
  Красная палата — двухэтажная, в плане напоминает букву Г. В первом этаже существовали "хлебная да восемь палат жилых". Хлебная представляла собой громадную, площадью около 250 квадратных метров, прямоугольную палату с могучим столбом в центре. На столб опирались сомкнутые своды, десять окон с двух сторон освещали интерьер помещения. Над хлебной во втором этаже размещалась столовая палата, также со столбом в центре. Стены и своды столовой были расписаны фресковой живописью (второй этаж разрушен в XIX веке), пол выстлан чугунными плитами. Эта палата благодаря своей красоте называлась Красной, а отсюда и весь дворец получил то же название.
Рядом со столовой существовали сени, затем Отдаточная палата и, как на первом этаже, восемь жилых палат. Они размещались по сторонам двух темных коридоров — продольного и поперечного. Из жилых помещений можно было пройти по висячим галереям на западную и южную стены кремля, к церквам Иоанна Богослова и Григория Богослова.
Большое впечатление производит наружный вид Красной палаты. Красивое двухшатровое крыльцо ведет на второй этаж, в парадные помещения: "от государевых хором на дворе крыльцо каменное, над лестницею свод, над рундуками два шатра каменные опаяны железом белым". Толстые столбы-кубышки, поддерживающие крыльцо, богато профилированные горизонтальные тяги, сдвоенные арки с орнаментированными гирьками и, наконец, высокие шатры с золочеными прапорцами-гербами придают всему сооружению сказочный вид.
Богато декорированы и стены Красной палаты. Основное их украшение — сложные, фигурные наличники, различные на обоих этажах. Завершает Красную палату высокая "теремная" кровля со слуховыми окнами и дымниками. Кровля придает Красной палате сходство с царскими теремами Московского кремля.
14
  Дровяная башня. Название башни, говорит само за себя - в былые времена в ней сушили и хранили дрова, для обогрева помещений (палат) Ростовского кремля.
16
  Митрополичий сад распологается с лева от церкви Григория Богослова. На сегодняшний день, на территории сада находится яблоневые деревья.
18
  Иераршие палаты. Название этих палат говорит о том, что они служили первоначально жилищем ростовских иерархов в XVI и первой половине XVII веков. В начале XVII столетия, в частности, в Иерарших палатах, будучи ростовским митрополитом, жил некоторое время Филарет, отец первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.
О назначении палат свидетельствует их планировка: вдоль корпуса тянется длинный коридор, от которого в сторону двора отходят жилые комнаты (коридор — не что иное, как крытый переход по кремлевской стене, которая была надстроена над стеной Иерарших палат). Внутренние лестницы, сени, многочисленные печуры, тайники также являются непременными атрибутами жилых помещений XVI века.
С Иераршими палатами была соединена домовая церковь митрополита Филарета, устроенная в Водяной башне. В ней до сих пор сохранилась фресковая роспись, которую можно отнести к концу XVI — началу XVII веков.
Декоративная обработка фасадов Иерарших палат типична для сооружений XVI столетия: узкие, глубоко посаженные окна с утопленными в стену наличниками или вовсе без таковых, плоские лопатки, межэтажные тяги с пояском "поребрика" (кирпичи, выступающие на поверхность стены ребрами), карниз из нескольких профильных тяг и лента "бегунка" — вот все украшение их стен.
Неповторимое своеобразие Иерарших палат придает высокая кровля с вырастающими из нее дымниками. Обычные дымовые трубы силой фантазии мастеров превращены здесь в маленькие башенки, красивые по силуэту и пропорциям. Шатровые верха дымников увенчаны золочеными "яблоками" с прапорцами, что стилистически объединяет их с кремлевскими башнями.
По документам известно, что палата была построена в 1670-1680 годах как "государевы хоромы" и являлась пyтевым дворцом царя Алексея Михайловича. В соответствии с этим и архитектурно-художественное оформление дворца отличалось царской пышностью.

Подбор материала - Щегольский Сергей
За основу взята книга - "музей заповедник "Ростовский Кремль"" В.Т.Кривоносов

     По всем вопросам, пишите на e-mail или в гостевую книгу.

     Помощь и подробная информация по e-mail : GradRostov@yandex.ru

 


Центральный вход Судный приказ Дом на погребах Церковь Григория Богослова 1680-е гг. Самуилов корпус 50-70-е гг. XVIIв. Водяная башня Церковь Спаса Нерукотворного (на Сенях) 1675г. Белая и Отдаточная палаты Иераршие палаты Дровяная башня Палатка Митрополичьего сада Митрополичий сад Красная палата 70-80-е гг. XVIIв. Церковь Иоанна Богослова 1683г. Церковь Одигитрии 1693г. Святые ворота Соборной площади Церковь Воскресения 1670г. Соборная звонница 1682-1688гг. Успенский собор 1508-1512гг.