Святитель Иаков, епископ Ростовский

Святитель Иаков, епископ Ростовский

Память 27 ноября / 10 декабря.
В 44 верстах от Ростова на берегу реки Копорки расположена небольшая деревня Яковлево, на месте ее в XIV веке стояла хижина земледельца Иваника; у этого земледельца было три сына, из один которых, именем Игнатик, и стал впоследствии епископом ростовским Иаковом. В юных летах Игнатик часто посещал с отцом своим одну близлежащую обитель, стоявшую на месте нынешнего погоста «Копыри». Полюбилась Игнатику жизнь иноков, стал он нередко задумываться о ней и возымел мысль непременно принять монашество. Узнал о желании сына и отец Игнатика, но в первое время не придавал этому большого значения, надеясь, что со временем сын сам оставит свое намерение. Но вот однажды Иваник три ночи подряд видит во сне сына своего святителем, осеняющим народ в соборной церкви; странно ему показалось это, пошел он посоветоваться к настоятелю Копырской обители, и тот убедил Иваника не препятствовать сыну поступить на служение в монастырь. Тот исполнил совет игумена и отпустил Игнатика в монастырь.

Ревностно принялся за исправление своих обязанностей новопринятый в обитель послушник и по трудам своим скоро был пострижен в иночество с именем Иакова. Однако строгая его жизнь, заставлявшая видеть в нем вполне достойного преемника настоятелю Копырской обители скоро породила завистников в стенах монастырских, а именно в среде старейших иноков, которые в ослеплении своем дошли даже до тайных козней против Иакова. В нескольких верстах от Копырей, через реку Ухтому, тихую в обычное время и бурливую в половодья, стояла одинокая церковь с неугасимой лампадой пред образом Богоматери. В одну темную ночь, во время разлива реки, приходят к Иакову два старца и от имени немощного настоятеля посылают в ту церковь за елеем из лампады. Привыкший к безпрекословному повиновению, в смирении своем не видя злой мысли посылавших, надеявшихся на его погибель при переходе через реку в непроглядную темень, Иаков бодро отправился в путь, ни мало не помышляя о возможной опасности. Подойдя к реке, он, «оградив себя крестным знамением, смело и несумненно пошел по грозно ярящейся стихии»; подойдя к церкви он видит, что двери перед ним растворились сами собой, в церкви он встретил священника, пришедшего за святыми дарами для тяжелоболящего, сказал ему причину своего посещения, и тот дал ему елея от лампады Богоматери и видел со страхом как инок снова перешел реку. Удивились пославшие, увидев возвращающегося Иакова, и дрогнуло сердце их. Узнал и настоятель о путешествии молодого инока, гневно расспрашивал, кто его посылал, но Иаков на коленях умолил оставить всех в покое и забыть про это дело.

Вскоре обитель осиротела, умер настоятель, и братия единодушно стала просить Иакова принять на себя управление монастырем. Долго и мирно служил Иаков игуменом.

В это время ростовской епархией управлял епископ Арсений ( в миру князь Семен Луговской-Грива), скончавшийся 20 декабря 1379 года. После него с 1383 года на ростовской кафедре упоминается Матфей-грек, но ростовские князья желали видеть своим епископом известного своей благочестивой жизнью Копырского игумена Иакова, поставление которого на кафедру совершилось при митрополите Пимене и великом князе Димитрии Ивановиче Донском в 1386 г.

При своем управлении епархией Иаков много боролся против различных ересей. Особенно некий Маркиан не мало принес вреда его пастве. Обладая даром красноречия, Маркиан успел привлечь к своему лжеучению - отрицанию поклонения святым иконам и их почитания - много народа и даже некоторых из бояр.

«Видя это, добрый и ревностный пастырь святой Иаков, сердцем соболезнуя о погибели ослепленных тою ересью душ, умолил князей и бояр быть о сем прению публичному, при избрании духовных и мирских персон». На этом собрании еретик был побежден и со стыдом удален из города. Но не долго управлял св. Иаков своею паствою, очищенною им от заблуждений. Одна женщина обличена была в беззакониях и ростовским князем и боярами была осуждена на смертную казнь. В своем горе она припала к ногам святителя и умоляла спасти ее от казни. Святой Иаков сжалился над ней и, подражая Христу, Который не осудил приведенную к Нему блудницу, - не выдал на казнь осужденную женщину, а назначил ей особое место для покаяния до конца ее жизни. Князья, бояре и жители, недовольные таким судом, нарушившим их приговор, выгнали своего пастыря из города и самовольно лишили его епископской власти.

Удаляясь из города, Иаков вышел из Ростовского кремля, подошел к озеру Неро, снял ссебя мантию и, бросив ее на воду, встал на нее, поплыл как на лодке. Остановившись близ того места, где теперь находится Яковлевский монастырь, святой Иаков вышел на берег, а мантию его понесло далее и прибило к острову, называемому «Левским». Предание добавляет, что на мантии было найдено две иконы: Всемилостивого Спаса и св.Льва папы Римского.

Ростовцы, пораженные чудом, раскаялись в своей вине, пришли к св. Иакову и, слезно прося простить их, умоляли возвратиться в епархию; святитель по своему незлобию и кротости простил им тяжкий грех, но на кафедру вернуться отказался, а оставшись на избранном месте, поставил тут церковь во имя зачатия св. Анны, положив этим начало нынешнему Яковлевскому монастырю.

Скончался св. Иаков в глубокой старости через несколько лет после оставления епархии - 27 ноября/10 декабря 1392 г. и погребен в северной стороне Зачатиевской церкви.

В день кончины святителя, как постоянное напоминание ростовцам об обиде, несправедливо нанесенной ими святителю, установлен ежегодный крестный ход из Успенского собора в Спасо-Иаковлевский Димитриевский монастырь.

27 ноября 1392 года он мирно отошел к Богу и был погребен у северной стены основанного им Зачатьевского храма. Празднование памяти святителя Иакова, епископа Ростовского, установлено определением Собора Русской Церкви в 1549 году.